ОТНОШЕНИЕ КУРСАНТОВ УВЦ И СТУДЕНТОВ ВОЕННЫХ КАФЕДР К ВЫСШЕМУ ВОЕННОМУ ОБРАЗОВАНИЮ И ВОЕННОЙ КАРЬЕРЕ
Аннотация
Для современных вооруженных сил характерна растущая потребность в профессионализации, следствием чего становится поиск новых форм военной подготовки, в том числе на базе гражданских вузов. В рамках реализуемой реформы высшего военного образования в России создана сеть учебных военных центров (УВЦ), которые занимают промежуточное положение между военными вузами и военными кафедрами. В статье представлены результаты социологического исследования, позволившего выявить особенности мотивации, жизненных стратегий и установок в отношении военной карьеры курсантов УВЦ, студентов военных кафедр и обычных студентов дальневосточных гражданских вузов (N=600). Вопреки ожиданиям, было выявлено, что студенты военных кафедр демонстрируют значительно более выраженные положительные установки в отношении военной службы, тогда как для курсантов УВЦ характерны признаки недостаточной адаптированности, высокая степень неопределенности относительно дальнейших перспектив и определенное рассогласование между ожиданиями от обучения в УВЦ и фактическим опытом обучения. При этом для всех обследованных групп характерна высокая значимость социальных и материальных преимуществ, связанных с военной службой, что, как можно предположить, отражает общую неблагоприятную социально-экономическую ситуацию в регионе.
MTC CADETS’ AND MILITARY DEPARTMENTS’ UNDERGRADUATES’ ATTITUDES TOWARD HIGHER MILITARY EDUCATION AND MILITARY CAREER
page. 278-284
Abstract
Contemporary armed force increasingly demands professionalization, resulting in the search for new forms of higher military education, including cooperation with civil universities. Within the ongoing reform of the Russia’s military higher education system, a new type of educational institutions, military training centers (MTCs) has been in-troduced. In the new education system, MTCs are in-between military academies and traditional military depart-ments in civil universities. The article reports the findings of a sociological study conducted to reveal motivation, life strategies and attitudes toward military education and career among the MTC cadets, military departments’ students and undergraduates of the Russian Far East universities (N=600). Contrary to expectations, students of the military departments were found to have significantly more promilitary attitudes, whereas MTC cadets are charac-terized by the lack of social adaptation, vaguer life prospects, and some inconsistency between experience and expectations. At the same time, for the whole sample material benefits associated with military career are perceived as strong and important, probably reflecting unfavorable socioeconomic situation in the region.