ПРИМЕЧЕТСКАЯ ШКОЛА В СОВРЕМЕННОМ ДАГЕСТАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ: ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Аннотация
Возрождение религии в постсоветский период закономерно способствовало формированию в массовом сознании населения потребности в получении религиозных знаний, что обусловило появление в современном российском обществе автономно существующего конфессионального образования, соответственно, и исторически существовавших религиозных школ разного уровня (мактабы, медресе, исламские университеты). Эмпирические данные показывают, что опрошенные эксперты, родители и ученики примечетских школ подчеркивают необходимость функционирования в настоящее время в обществе мактабов, причем для этого имеются самые различные аргументации, в частности, преобладает тезис о возможности получения правильных знаний об исламе, наравне с возможностью противодействия распространению радикальной идеологии, особенно в молодежной среде. Кроме того, респонденты подчеркивают роль мактабов в ознакомлении человека с основами мусульманского вероисповедания, интеграции мусульман в поликонфессиональное российское общество и что немаловажно выступают препятствием на пути радикализации сознания, потому что выполняет воспитательную и религиозно-просветительскую деятельность. Кроме того, в установках опрошенных наблюдается позитивное отношение к возможности введения курса теология в образовательную систему (как среднего, так и высшего звена), что вызывает определенную тревогу на фоне происходящих в религиозной сфере деструктивных процессов.
SCHOOL AT THE MOSQUE IN MODERN DAGESTAN SOCIETY: BASED ON SOCIAL RESEARCH
page. 248-254
Abstract
The revival of religion in the post-Soviet period naturally contributed to the formation in the mass conscious-ness of the population of the need for religious knowledge, which led to the emergence in modern Russian society of an Autonomous confessional education, respectively, and historically existing religious schools of various levels (maktabs, madrasahs, Islamic universities). Empirical data show that the interviewed experts, parents and students of schools at the mosques emphasize the need for maktabs to function in society at the present time, and there are a variety of arguments for this, in particular, the thesis that it is possible to obtain correct knowledge about Islam, along with the possibility of countering the spread of radical ideology, especially among young people. In addition, respondents emphasize the role of maktabs in familiarizing people with the basics of the Muslim faith, integrating Muslims into a multi-confessional Russian society, and, importantly, they act as an obstacle to radicalization of consciousness, because they perform educational and religious-educational activities. In addition, the attitudes of the respondents show a positive attitude to the possibility of introducing the theology course into the educational system (both middle and high-level), which causes some concern against the background of destructive processes taking place in the religious sphere.