ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ ОБ ИНСТИТУТЕ МНОГОЖЕНСТВА (НА ПРИМЕРЕ ДАГЕСТАНА)
Аннотация
Институт полигамии имеет длительную историю и был распространен во всех обществах, причем для этого имелись объективные причины. Несмотря на появление в постсоветский период многоженства в регионах, население которого исповедует ислам, в современной социологии семьи отсутствуют исследования, которые показали бы существующее в массовом сознании населения отношение к полигамии в целом, охарактеризовали бы социальное и эмоциональное самочувствие женщин, чьи супруги готовы брать «вторую жену», установили бы мотивацию самой женщины готовой на статус «второй жены». Результаты авторского социологического опроса показывают превалирование с большим перевесом в общественном сознании дагестанских женщин негативного отношения к институту многоженства с аргументацией, что эмоционально женщина не готова принять такой поступок супруга. Более того, эмпирические данные свидетельствуют, что опрошенные женщины готовы на определенные поступки и действия, с целью недопущения существования параллельно другой семьи. При этом в массовом сознании респондентов доминирует позиция, которая констатирует нежелание женщины смириться с решением супруга иметь «вторую жену». Авторская гипотеза, что на отношение (отрицательное/положительное) к институту многоженства влияет тип религиозности эмпирическим материалом не подтверждается: аналогично другим подгруппам, полигамность не принимают подмассивы убежденно верующих и верующих, а это свидетельствует о несоответствии брачного поведения и установок опрошенных женщин религиозному положению о допустимости многоженства, то есть, они самоидентифицируясь как убежденно верующие и верующие, не воспринимают данную форму брачного союза.
PUBLIC OPINION ABOUT THE INSTITUTE OF POLYGAMY (ON THE EXAMPLE OF DAGESTAN)
page. 201-206
Abstract
The institute of polygamy has a long history and was widespread in all societies, and there were objective rea-sons for this. Despite the emergence of polygamy in the post-Soviet period in regions whose population professes Islam, there are no studies in modern family sociology that would show the attitude towards polygamy existing in the mass consciousness of the population in general, would characterize the social and emotional well-being of women whose spouses are ready to take a “second wife”, would establish the motivation of the woman herself who is ready for the status of“ second wife ”. The results of the author's sociological survey show the prevalence, with a large preponderance, in the public consciousness of Dagestani women of a negative attitude towards the institution of polygamy, with the argument that emotionally a woman is not ready to accept such an act of her husband. Moreover, empirical data indicate that the women surveyed are ready for certain actions and actions in order to prevent the existence of another family in parallel. At the same time, in the mass consciousness of the respondents, the dominant position is that a woman's unwillingness to come to terms with the decision of her husband to have a “second wife” dominates. The author's hypothesis that the attitude (negative / positive) to the institution of polygamy is influenced by the type of religiosity is not confirmed by empirical material: similarly to other subgroups, subarrays of convinced believers and believers do not accept polygamy, and this indicates a discrepancy between the marriage behavior and attitudes of the interviewed women and the religious position of admissibility polygamy, that is, they self-identify as convinced believers and believers, do not perceive this form of marriage.