Теоретико-методологические подходы к оценке социально-экономической системы региона: человекоцентричный аспект
Аннотация
							Введение. Актуальность изучения оценки уровня социально-экономического развития регионов связана с меняющимся миром, сменой поколений, парадигм, а, значит, и методов оценки уровня развития территории. Процессы цифровизации, стремительно проникающие во все сферы жизнедеятельности; запрос населения на ускорение обмена информацией, на рост качества жизни и качества получаемых товаров и услуг ввиду роста потребностей – всё это важно учитывать при разработке методологии оценки региона. В настоящее время активное внимание уделяется развитию социальной сферы, а также вниманию к человеку не как к единице, только приносящей доход, но к человеку, как личности с внутренним миром, характером, индивидуальными потребностями. Поэтому сегодня активно развиваются теории, основанные на росте человеческого капитала, человекоцентричном подходе. В условиях быстроменяющейся окружающей среде с учетом цифровой трансформации общества и внедрения нейротехнологий в развитие и управление регионом, данная тема требуется глубокого анализа, в частности, изучение зарубежных подходов к оценке уровня развития социально-экономической системы. 
Цель. Систематизация российский и зарубежных методологических подходов к оценке социально-экономической системы региона.
Материалы и методы. Исследование выполнено с применением базовых научных методов теоретического познания: теоретического анализ методологий оценки уровня социально-экономического развития региона,  синтеза и обобщения  изученного материала для выявления ключевых аспектов отечественных и зарубежных методологий к оценке регионального развития. 
Результаты и выводы. Систематизация методологических подходов российских и зарубежных ученых к оценке уровня социально-экономической системы региона произведена с акцентом на человекоцентричный подход к сбалансированному развитию региона. Каждый из этих подходов предлагает уникальные взгляды на факторы, определяющие различия в оценке уровня устойчивости и человекоцентричности развития региона. Важным акцентом отечественной и зарубежной практики формирования методологии оценки региона выступают индикаторы цифровой трансформации региона и особенности смены поколений. Понимание этих подходов позволяет глубже анализировать причины и последствия дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития.
© Васильчиков А. В., Беляева Г. И., 2025
Theoretical and methodological approaches to assessing the socio-economic system of the region: human-centered aspect
page. 87-93
Abstract
							Introduction. The relevance of studying the assessment of the level of socio-economic development of regions is associated with a changing world, a change of generations, paradigms, and, therefore, methods for assessing the level of development of the territory. Digitalization processes that are rapid-ly penetrating into all spheres of life; the demand of the population to accelerate the exchange of information, to increase the quality of life and the quality of goods and services received due to the growing needs – all this is important to take into account when developing the methodology for assessing the region. Currently, active attention is paid to the development of the social sphere, as well as attention to a person not as a unit, only generating income, but to a person as a person with an inner world, character, individual needs. Therefore, theories based on the growth of human capital, a human-centered approach are actively developing today. In a rapidly changing environment, taking into ac-count the digital transformation of society and the introduction of neurotechnologies in the development and management of the region, this topic requires in-depth analysis, in particular, the study of foreign approaches to assessing the level of development of the socio-economic system.
Purpose. Systematization of Russian and foreign methodological approaches to the assessment of the socio-economic system of the region.
Materials and methods. The study was carried out using basic scientific methods of theoretical knowledge: theoretical analysis of methodologies for assessing the level of socio-economic development of the region, synthesis and generalization of the studied material to identify key aspects of domestic and foreign methodologies for assessing regional development.
Results and Conclusions. Systematization of the methodological approaches of Russian and foreign scientists to assessing the level of the socio-economic system of the region was carried out with an emphasis on a human-centered approach to the balanced development of the region. Each of these approaches offers unique perspectives on factors that determine differences in assessing the level of resilience and human-centric development of a region. An important emphasis of domestic and foreign practice in the formation of the methodology for assessing the region is the indicators of the digital transformation of the region and the peculiarities of the change of generations. Understanding these approaches allows us to further analyze the causes and consequences of differentiation of regions according to the level of socio-economic development.
