ДИССЕМИНАЦИЯ ОПЫТА ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИСЛАМСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВО ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОССИИ, ТУРЦИИ И СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Аннотация
Одной из характерных черт современного общества, подверженного все более прогрессирующей секуляризации, становится процесс социальной интеграции двух важнейших институтов – религии, служащей удовлетворению потребности людей в решении их духовных проблем, и образования, призванного удовлетворять человеческую потребность в получении знаний и компетенций. В статье рассматривается имеющийся опыт организации исламского образования (на примере России, Турции, Казахстана, Кыргызстана и др. стран Центральной Азии) во взаимодействии мусульманских религиозных организаций с различными институтами светского государства. Делается вывод о том, что усилия в направлении диссеминации опыта организации исламского образования в странах со значительным мусульманским населением могут служить целям светского государства, укрепляющего в сотрудничестве с социально значимыми созидательными религиозными организациями духовный суверенитет страны, ее национальную безопасность, так и нести деструктивный элемент, способный создать угрозы – через образовательную систему – духовному и политическому единству многоконфессионального общества.
DISSEMINATION OF EXPERIENCE IN INSTITUTIONAL ORGANIZATION OF ISLAMIC EDUCATION IN TERMS OF FOREIGN RELATIONS BETWEEN RUSSIA, TURKEY AND CENTRAL ASIA
page. 160-172
Abstract
One of the characteristics of modern society, more and more susceptible to increasing secularization, is a process of social integration of the two most important institutions: religion serving the needs of people in order to solve their spiritual problems, and education designed to satisfy human givens of knowledge and competency. This article deals with the existing experience of organizing Islamic education (the cases of Russia, Turkey, Kazakhstan, Kyrgyzstan and others Central Asian countries), including collaboration between Muslim religious organizations and various institutions of the secular state. The author makes a conclusion that the efforts in disseminating the experience of organizing Islamic education in countries with large Muslim population may serve the purposes of the secular state, reinforce spiritual sovereignty of the state and its national security in cooperation with socially important religious organizations; on the other hand, it has a destructive potential, capable of creating a threat – through the system of education – to spiritual and political unity of multi-religious society.